Таня (tatianabelous) wrote,
Таня
tatianabelous

Categories:
  • Mood:

Письма из провинции. Юрьев-Польский. Часть вторая

https://tatianabelous.livejournal.com/250926.html

Что же это за город такой, Юрьев-Польский? На вид - обычный среднерусский провинциальный городок, славный, атмосферный, весь в березках, один из тех милых городов, в которых время остановилось. Когда бродишь по нему, то кажется, что вот сейчас выйдут тебе навстречу купчина бородатый в сапогах да при картузе и барыня в кокошнике с караваем. И, кланяясь в пояс, скажут сердечно:

- Добро пожаловать! Милости просим! Отведайте наши хлеб да соль!...



Почему он не стал туристическим? Может, потому, что мал, неказист и сильно проигрывает соседним Переславлю-Залесскому и Суздалю. Хотя всё тут спорно. Для кого неказист, а для кого как раз мил своим тихим, почти сельским бытом, не изуродованным цивилизацией.

Справка. Правильно называть город Юрьев - ПольскОй, с ударением на последний слог, ведь название города происходит от слова "поле", а не "польский". Основан Юрием Долгоруким. Год основания - 1152. Таким образом, город всего на 5 лет младше Москвы.

Тысячи туристов посещают этот город ежегодно и даже не подозревают, какие тайны в нем сокрыты. И Георгиевский собор - одна из загадок.



загадочная белокаменная книга истории

По официальной истории это последняя домонгольская постройка. 1234 год. Интересная игра цифр - 1, 2, 3, 4. Но это по новой хронологии. А на самом деле - в лето 6742-го года благоверный князь Святослав Всеволодович (внук Юрия Долгорукого, который и основал город Юрьев-Польский или Юрьев-ПольскОй) решил построить храм. Да не просто храм, коих на Руси уже были сотни, а белокаменный расписной красавец. «И създа ю Святослав чюдну резаным камнем, а сам бе мастер» То есть, сам решил быть и мастером, и главным зодчим, и главным строителем.



Средневековый летописец, отмечая среди других событий года и это, был краток и сдержан: «Благоверный князь Святослав Всеволодич сверши церковь в Юрьеве святого мученика Георгия и украси ю». Читаешь традиционную летописную формулу - и ни намека на то, что речь-то идет о чуде. То ли древний историк знал и другие подобные, а то и большие неизвестные нам чудеса, то ли надеялся, что будут на Руси еще большие красоты…

Но, что бы он там ни думал, храм получился на славу - удивительный, чудный, потрясающий! И такой красивый и загадочный, что кажется, будто собор построили не древние русичи, а сказочные эльфы. Почему? А посмотрите на росписи. Невероятно, но все стены этого храма снизу доверху покрыты цветочными узорами, птицами, мифическими фантастическими монстрами, чудо-зверями, кентаврами, грифонами, змеями, крылатыми львами, похожими на чеширских котов...Разве им место на православном храме? Как его вообще освятили?












Для историков все просто. Ну, чудища. Ну, сказочные. Защитники это, символы ангельских сил, охраняющих Церковь Христову, а крылья у них - знак принадлежности к духовному миру. Но почему меня не покидает уверенность, что все эти рисунки - шифр, некая священная письменность, несущая в себе память о чем-то другом, важном. Ведь наряду с мифическими существами тут есть еще и барельефы с изображением святых, князей и даже слона, зверя для Руси невиданного!



А может... строители и резчики хотели показать, как славно и с выдумкой потрудился создатель над этим лучшим из миров? Или...будучи людьми добрыми и толерантными, они пытались совместить в своём сознании и язычество, и христианство? Этакий древнерусский политеистический бином Ньютона, который еще не выжгли "огнём и мечом". А вдруг ...это символы колен Израилевых ,потомков царя Давида, у которых Лев - символ колена Ягудина (Иудина), волк - символ Колена Вениаминова, Змей - колена Данова... Или это все-таки произведение древнерусского писателя, а рисунки на стенах храма обычные иллюстрации, а вовсе не языческие символы, которым нужно было поклоняться...Ведь на Руси в те времена читать умели не все, а картинки рассматривать могли и любили, да и не одним же язычеством жили люди.

Но вот беда. Святослав был так себе строитель...поэтому купол в XV веке взял, да и обвалился, потянув за собой стены, а вместе с ними и фрески. Я уже писала в первой части, что то, что мы видим сегодня, и первоначальная композиция каменного убора не одно и то же, как собственно и храм. Это, по существу, два разных храма. Но красоту-то было жаль, вот и послал царь Иван III восстанавливать белокаменное чудо известного на Москве строителя Ермолина. Тот и восстановил! Из того, что было! Перепутав все фрески...)




К слову сказать, Василий Ермолин был тогда главным архитектором Московского княжества. Именно он в 1471 году провёл первую в истории России "комплексную реставрацию архитектурного памятника", вот только методов научной реставрации тогда еще не знали, чертежей и обмеров не было, а многие рассыпавшиеся фрагменты за 20 лет успели растащить люди - и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже, но главное даже не это...

Каменный ребус

Теперь собор - как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи. Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории, а фигуры на нем, увы, образуют настоящий живописный хаос. Но даже этот хаос потрясает! Кого тут только нет! Вперемежку и птица-сирин, и кентавры, и волки. И львы. Их много, на всех стенах. Скорбных, мудрых, задумчивых, размышляющих львов - в позах совершенно человеческих и ухмыляющихся по-чеширски.






И грифонов. Между прочим, греки считали, что грифоны - это чисто славянские существа. Геродот вообще писал, что они - полуволшебны, полуреальны и стерегут золотые рудники гиперборейцев, то есть тех, кто живет за Бореем - Северным ветром. Вот что они делают на этом храме?

Фрагменты резьбы фасада Георгиевского собора




А еще - тут в огромном количестве есть странные пухлощекие ребята. Они впечатляют. Вот только почему они никого не удивляют??? Ведь это же скифские лики!




Причем они совершенно спокойно соседствуют со святыми.



И даже на входе прямо над Георгием мы видим лицо то-ли узбека, то-ли калмыка, в общем, что-то тюркское, в тюбетейке, без бороды. А что говорят историки? А историки говорят, что это князь Всеволодович так изобразил себя. Точно он был русский князь???)



Западная стена. Здесь самый интересный сюжет - "Семь отроков Эфесских", о семи молодых христианах, которых римляне замуровали в пещере, а они проспали несколько веков и вышли на свет живыми уже в православной Византии.



Но эти картинки я как-то не поняла. Как, впрочем, и многие другие, где все детали переплетены друг с другом, связаны какими-то не очень ясными для меня смысловыми узлами. Они словно ведут между собой разговор, тема которого таинственна и невнятна. Для меня, не историка, это просто сплошной ковер каменной резьбы с диковинными зверями, воинами, святителями, фантастическими древесами и растениями сказочного сада. И они словно обереги оплетают и охраняют этот храм.

Немного фигур Ермолин встроил даже в барабан. Кто это?



Ну, да ладно, история и истории это - разные вещи, и прочесть сохранившиеся сцены могут разве что искусствоведы. Обычным же туристам, пожалуй, остается только смотреть на эту белокаменную сказку и строить предположения в попытках разгадать пазлы прошлого. А моих познаний в канонах церковного искусства явно непростительно мало...

Зато я нашла здесь Иисуса. Даже двух.



И они, почему-то, изображены ниже по рангу Георгия. Их образы действительно схожи с ликом Христа, а рядом с правым - едва различимая надпись. Всего три буквы - «БАК».



Историки утверждают, что это подпись одного из мастеров, вырезавших орнамент и в надписи зашифровано имя то ли Бакая, то ли Бакуна Аввакума. Так сразу эту надпись, стоя внизу, и не разглядеть. Запрятал ее мастер, вот хитрец!

Справка. В древней Руси мастера-камнесечцы соединялись в артели -"дружины", во главе которых стояли старосты-"зиздатели", а руководил работами - "хитрец". Такое слово в славянском языке использовалось для подлинного художника -мастера своего дела. Сейчас это слово имеет иной смысл, поэтому создателя храмов называют зодчим.

Мастеру Бакуну приписывается также и выполнение масок кочевничьего (восточного) характера, изображенных на некоторых капителях собора. Скифских, как мне показалось. А может... эти маски символизируют народности, которые владимиро-суздальские князья считали покоренными?

Предположительно, образ мастера можно увидеть в изображении резной головы треугольной формы, которая хранится в лапидарии собора. Но по другим источникам это сам князь Святослав. Вот и пойми этих древних, "ху из ху"!

Поистине, этот собор - шедевр! Во всех отношениях! Европейцы уже давно бы сделали из этого популярнейшее место паломничества. Место Силы с сумасшедшей энергетикой! А у нас - тихо, по-деревенски...)

Странное дело, но собор со временем не ушел под землю, у него нет окон в земле и дверь как дверь, а не проем в окне. Да и установлен он строго по сторонам света. То есть за 800 лет собор не только не просел, но и не набрал вокруг себя культурного слоя, хотя рядом стоящий Троицкий собор, построенный намного позднее в землю ушел...И это тоже загадка. Почему? Однако, если посмотреть на собор внимательно, особенно на святых вверху, то можно увидеть, что изначально собором был лишь центральный куб, а все остальное - и приделы, и притворы - более поздние пристрои, и может где-то под землей есть еще один этаж, про который никто пока не знает.

А теперь зайдем внутрь. Бррр...Зимой тут холодно и совсем не отапливается! Бросается в глаза великолепная потолочная роспись на известные библейские сюжеты - собирание манны небесной, шестикрылый Серафим, сияющая пирамида,





и Тайная вечеря Леонардо да Винчи(?!)




Ээ-э, позвольте, это же сюжет, написанный в 1498-ом! Точная копия! Эх, Дэн Браун, жаль, сюда не добрался...), ... но когда опускаешь глаза - ...беда. Все, что когда-то украшало стены - сбито! Глобальная зачистка. Вандалы!

Смотритель - с виду обычный районный мужичок, как оказалось, историю собора знает на "отлично". С грустью в голосе он подтвердил - были рисунки. Но восстановить их уже невозможно. Как и узнать, что пытались, их сбивая, скрыть. А росписи на потолке - 1827 года... но главное - белые камни с барельефами, собранные археологами по окрестным огородам. Целый пантеон лиц нерусской национальности!











И треугольный Святослав с ними)



Да и судьба самого Георгиевского собора в ХХ веке была непростой. При советской власти уникальное архитектурное строение использовали под склады, именно тогда, как выяснилось, и уничтожили внутреннюю роспись храма. Спасибо, что хоть древний Святославов Крест не тронули, и то лишь благодаря тому, что в расположенном по соседству Михайло-Архангельском монастыре был обустроен музей, в котором древнее распятие посчитали нужным уберечь.

Увы, история - это перечисление потерь...

Внутри собора полумрак, тишина. Никакого пафоса, никаких безумных толп. Фотографировать сложно, ведь фотовспышка может повредить. Убранство скромное. Свечи, записочки, все как обычно.





Сохранились остатки фресок 12-го века, практически полностью уничтоженные во время "реставрации" в 19-м веке, а также тут можно увидеть выставленные каменные блоки с каменной резьбой (преимущественно изображения святых), найденные во время разборки окружающих строений.








Ну, и конечно же, главная святыня собора - каменный крест, изготовленный самим князем Святославом (13-й век!)






Справка. Святославов Крест - чудотворная Святыня града Юрьев - Польского
Когда-то этот экспонат был частью наружного убранства храма. Историки утверждают, что крест вырезал сам благоверный князь Святослав Всеволодович сын Всеволода Юрьевича Большое гнездо после того, как Господь чудесным образом спас его и дружину от бури на Волге.


Считается, что Святослав своими собственными руками высек из белого камня Распятие Христа Спасителя с предстоящими: справа - Богоматерью, двумя жёнами-мироносицами и Николаем Чудотворцем, а слева - Иоанном Богословом, Лонгином- сотником и Тихоном Амафутским. А чтобы засвидетельствовать своё авторство, он на гладко тесаном камне вырезал надпись, гласящую о том, что сей крест сделан князем Святославом в день памяти Иоанна Воинника в лето 1224. С тех пор крест называют Святославовым. Крест почитается как чудотворный. Одним из дошедших до меня чудес является то, что с его помощью недавно исцелилась одна высокопоставленная владимирская чиновница. Правда, от чего, никто не уточняет. Но экскурсанты, говорят, после этого случая, косяками тянутся приложиться к кресту. На всякий случай.
ВОТ ЧТО КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ ДЕЛАЕТ!..)

Наверху - странное заложенное кирпичами окно. Замуровали демоны!



Пол в храме выложен чугунной плиткой, на одной из которых даже есть дата - 1784 год. А зачем в храме пол из чугуна? Вот зачем он там? В холодном, неотапливаемом. Но что-то ведь заставляло устроителей храма сделать такие полы. Что? Может под ними что-то скрывали, например, подвалы... или это часть заземления? ) Хотя, может и чисто из практических соображений. В Суздале вон целую чугунную мостовую сделали, и в Кронштадте, да и в Храме Василия Блаженного в Москве пол тоже покрыт чугунными плитами. Хотя мне мраморный пол нравится больше.




Вот такой он - трогательный и уникальный домонгольский Храм Древней Руси с белокаменной резьбой, с неказистой архитектурой, с перепутанными фресками, и с такой мощной энергетикой и ярким послевкусием, что трудно описать. Но побывать здесь стоит обязательно, ведь это наша история, которой можно и должно гордиться.... И чтобы помнить и знать свой наРОД не только по книжкам!
Tags: travel-фото, Владимирская область, Георгиевский собор, Юрьев-Польский - затерянный город Золото, архитектурное наследие, вот тебе и Юрьев-Польский!, делюсь, дорогами души, маршрут для любителей старины, мои открытия, путешествуя по малым городам России, резное чудо, святыни земли Русской, тайны каменной летописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А что, если...

    ...проснуться в пять утра, когда все вокруг еще свежо и нетронуто, и воздух - травянистый, солнечный, терпкий, с кислинкой ягод и гудящий…

  • у Июля теплые губы

    а еще - зеленое платье и цветами расшитый подол...

  • Летний минимализм

    80-го уровня фотогеничности )

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments